Основные проблемы и специфика философии

Теперь попытаемся определить, какими проблемами занимается философия, в чем специфика философского познания.

Мы с вами знаем, что человек - это часть природы, но природа многообразна, и человек существует в ней наряду с другими вещами.

Главным, основным вопросом в философии является вопрос об отношении внешнего к сознанию человека мира и внутреннего мира человека. Или проще, отношение мышления к бытию, духа к природе.

Этот вопрос может быть представлен в разной форме. Создан ли мир Богом или он существует вечно? Отражают ли наши мысли окружающий нас мир? Существует ли истина сама по себе, или истина - только характеристика человеческого знания? Общественные отношения создаются людьми или люди подчинены независящим от них законам общества? Таким образом, этот вопрос может в философских учениях четко не формулироваться, он существует как направленность философской мысли.

Ясно, что отношения человека к миру очень многообразны:

- познавательные, что я могу знать?

- практические, что я должен делать?

- ценностные, на что я могу надеяться?

Но чрезвычайно важным является вопрос о соотношении духа и природы, что первично, что порождает другое?

Вопрос о соотношении духа и природы

Первично


дух природа

идеализм материализм


объективныйсубъективный

сверхчеловеческое сознание индивидуальное сознание

порождает мир порождает мир

Итак, согласно материализма (основоположник Демокрит) материя первична, а сознание – вторично, т.е. производно от материи. С точки зрения материалистов, материя вечна, ее никто не создавал, она существует независимо от сознания. Сам человек - часть и продукт природы, особая форма бытия материи. Сознание и мышление - вторичны, они есть свойство сложного материального тела, человеческого мозга.

Идеалисты (основоположник Платон) считают первичным духовное начало, мышление, сознание. Сознание существовало до и независимо от природы и породило её. Согласно Платона существуют независимые от человека объективные идеи объективны, которые являются основой мира.

Объективные идеалисты(древнегреческий философ Платон, немецкий философ Гегелъ и др.) считают, что природа и сам человек творятся неким безличным духом (мировым разумом, идеей, Богом).

Субъективные идеалисты (английские философы 18 в. Дж. Беркли, Д. Юм) вообще не допускают какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. Вещи - это комплексы наших ощущений.

В наши дни деление философов на материалистов и идеалистов уже условно. Но иногда в газетных публикациях, или от некоторых представителей науки можно услышать рассуждения о «тонких материях», «астральных телах», «универсальном семантическом континууме», о «вселенском сознании», о «карме». Задаются вопросы о том, «сколько весит душа» и как ее сфотографировать, и т.п. Следовательно, вопрос об отношении сознания и материи сохраняет до сих пор свое мировоззренческое значение.

Еще одна ипостась отношения «мир-человек»: проблема познания мира, познаваем ли мир и до какой степени? Что такое человеческое мышление? Как оно функционирует? Каковы формы и методы научного познания?

Эти вопросы изучает гносеология(греч.qnoseo - знание) – теория познания.

познаваем ли мир?


непознаваем познаваем

Агностики гностики

Гностикиутверждают, что мир познаваем, разум проникает в природу вещей, мышление может постичь объективный мир. Различие между ними проявляется только в разной трактовке того, каким способом достигается знание: посредством ощущений (сенсуализм), в чувственном опыте (эмпиризм),разумом (рационализм),с помощью интуиции (интуитивизм) и др.

В древнегреческой философии возник скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик), который сомневался в познавательных возможностях органов чувств человека. Из античного скептицизма вырос агностицизм (от греч. «а» – отрицание и «гносис» – знание). Агностики (И.Кант, Д.Юм и др.) отрицают познаваемость мира, человек познает не мир, а собственное сознание, мысли. В более мягкой форме эта позиция проявляется в утверждении, что вопрос об истинности познания окружающей человека действительности окончательно не может быть решен.

В агностицизме есть рациональное зерно: человек, много зная, все же действует на границе незнания.

Итак, существует мир, природа с одной стороны, люди - с другой. Философское познание должно выяснить, как люди, взаимодействуя между собой, относятся к различным формам бытия (природе и обществу).

Мы переходим к следующей проблеме философского познания – это проблема мироздания, что собой представляет мир, в котором мы живем? Создан ли он, имеет ли начало и конец? Имеет ли цель в своём развитии, развивается хаотично или упорядоченно?

Раздел философии, который изучает эти проблемы, ранее назывался натурфилософией (философия природы), асейчас его называютонтология(греч. ontos – сущее) - учение о бытии мира, о сущности, причинах и закономерностях его развития.

Но зачем человеку знания о мире? Наверное, чтобы действовать. Известно изречение Канта: « Мудрость…вообще-то больше состоит в образе действий, чем в знании».

Вопрос о том, кто действует и зачем – это проблема человека, кто есть человек? Возник он эволюционно или сотворен? Смысл его жизни? Смертен он или бессмертен? Каким надо быть, чтобы быть человеком, что должен делать человек?

Философия должна определить смысл человеческой жизни, выявить высшую систему ценностей поведения человека в обществе. Таковы учение Л.Н. Толстого о непротивлении злу насилием, категорический императив И. Канта, теория разумного эгоизма.

Учение о человеке, его происхождении и развитии - это философская дисциплина антропология(греч. antropos – человек). Систему ценностей жизни изучает философская дисциплина аксиология (греч. axia – ценность).

А теперь попытаемся конкретизировать отношение «мир-человек». Человек не вынесен за рамки мира, он внутри него. И к природе человек относится не сам по себе, а включенный в связи с другими людьми. Самым близким бытием для человека выступает общественное бытие, поэтому очень важной для философии является проблема общества, что есть общество? Как возникло общество? Развивается оно стихийно или закономерно? Какова его структура и законы, каковы его перспективы развития. Роль народных масс и личности в истории? Возможно ли построить идеальное общество?

Общество изучает социальная философия.

Структура философского знания:

Философию нередко представляют как нечто обстрактное, оторванное от повседневной реальности. Но на деле философия все свои проблемы черпает из жизни и решает их с единственной целью - помочь человеку выработать такие мировоззренческие, духовно-нравственные установки, идеалы и ценности, с помощью которых можно добиваться успеха.

Особенности философского познания:

1) Человек и мир рассматриваются как два независимых полюса, как две противоположных точки напряжения. Философское познание же нацелено на рассмотрение их взаимодействия, на осмысление отношений человека и мира.

2) Философия изучает самые общие принципы мира. Философское знание имеет предельно общий характер. Если различные науки изучают отдельные области действительности, то философия изучает общее, что присуще всей действительности, т.е. имеет универсальный характер. Объектом философии являются всеобщие свойства и связи. Механика изучает передвижение тел относительно друг друга. Электродинамика - перемещение частиц-электронов относительно тела. Философия - что есть вообще движение, изменение, может ли существовать неизменное тело?

3) Философия дает обобщенные, универсальные, выходящие за рамки возможного человеческого опыта знания. Таковы, например, положения о безграничности нашего мира, о бесконечности нашего познания, о бесконечности времени и т.д.

4) Философия имеет умозрительный, рассудочный характер.Философское знание добывается путем рассуждения, логического знания, умозаключения и отличается наибольшей степенность абстрактности. Его нельзя добыть с помощью опыта, эксперимента, а только с помощью работы ума.

5) Философское знание принципиально неформализуемо. Его нельзя выразить в знаковый или математической форме Это связано с тем, что в нем преобладает содержательный качественный, а не количественный подход к явлениям.

6) Философия ориентирована на человека. Философское знание оказывается связанным с тем субъектом, который его вырабатывает. Разные общества формируют разный тип человека, поэтому философское знание всегда субъективно, т.е. принадлежит какому-либо субъекту (народу, стране, эпохе, социальной группе). Поэтому существуют немецкая и английская философии, древнегреческая и средневековая философия. Поэтому современные философские системы отличаются от прошлых.

7) Философия не оторвана от общественной жизни человека, она обращена к общественно-исторической жизни людей. Они должны осмыслить опыт исторического развития. Но вы знаете, что история не стоит на месте, т.е. человеческое общество развивается, следовательно, развиваются и отношения «человек-природа», «человек-человек».

8) Философское знание исторично. Решение философских проблем не окончательно. Абсолютного, неизменного знания об отношениях человека с природой и обществом получено быть не может, поскольку меняются, развиваются сами эти отношения. Философские проблемы, как говорят, открыты, их решение верно для данного общества и в данное время. При изменившихся условиях они должны получить новое решение. Новая ситуация придаст новый облик старым проблемам. Поэтому философские проблемы вечны. Если в науке решённые вопросы снимаются с повестки дня, то философские проблемы никогда не получают окончательного решения. И каждое новое поколение философов ставит их снова и ищет на них свой ответ.

Функции философии.

Философия - самостоятельная область духовной культуры с присущими ей и только ей функциями.

Функции философии:

1) Мировоззренческая. Философия накапливает, обобщает и передает опыт решения мировоззренческих проблем. Она определяет место субъекта-человека в мире объектов, определяет общие принципы жизни человека в природе и обществе. Базой для этого выступают повседневно-практический опыт (моральные регулятивы), дофилософские формы мировоззрения (космологические гипотезы мифов, религиозные нравственные ценности), конкретно-научное знание (общие закономерности развития). Философия формирует у человека картину мира, придаёт нашему мировоззрению логически последовательный и научно обоснованный характер, вооружает людей целостной системой взглядов на мир.

2) Экспликативная.Философия проясняет основания нашего мышления и любого познавательного опыта, уточняет смысл категорий и понятий.

3) Систематизаторская. Например, как возникла идея атомизма в философии? Были объединены и систематизированы практический опыт дробления камней, растворения веществ в жидкостях, наблюдения за пылинками в свете, опыт делимости отрезков в геометрии, положение о бесконечном ряде целых чисел в математике, опыт обобщений, накопленный в самой философии. В результате и произошел количественный переход в новое качество.

4) Критически-обобщающая. Почему гелиоцентрическая система упрямо не признавалась? Еще и потому, что господствовала мысль о том, что здравый смысл и наука не могут противоречить друг другу. Нужно было в рамках философии выработать положение о том, что мысли и чувства не одно и то же, опытное и теоретическое освоение мира человеком могут отличаться.

5) Прогностическая. Философия предсказывает принципиально новые идеи. Таковы идея атомизма, сохранение количества движения, принцип неисчерпаемости материи. Идея уникальности мира человека до сих пор не эксплуатируется учеными, например, психологами, физиологами.

6) Интегративная. Согласование результатов, полученных в разных сферах жизни людей. Выработка представлений об общей картине мира, об исторической эпохе. Мы интуитивно этот образ уже составили, а философия описывает этот образ на теоретическом уровне с учетом политических, правовых, моральных знаний. Философия также способствует сближению и взаимодействию различных научных дисциплин, усилению их единства. Она выступает посредником во взаимоотношениях различных наук. Межнаучные связи естественных, технических и общественных наук строятся на общей методологической базе, которая вырабатывается философией.

7) Методологическая. Разработка методов познания, которые затем используются в более частных науках. Например, принцип противоречивости мышления, который проявился в определении природы света. Или принцип бесконечных взаимопереходов форм материи, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Философия также очищается наше мышление от присущих ему заблуждений (например, функции определения).

8) Аксиологическая. Философия вырабатывает систему общих моральных, политических, эстетических, правовых норм и ценностей. Идеал нового общества тоже ведь выработан философией.

9) Гуманистическая. Обоснование приоритета общечеловеческих ценностей над временными, групповыми. Гуманизация культуры, которая проявляется в выработке идей направленности НТП, экономического, политического развития на благо человека. Тогда прогресс вообще имеет смысл.


4190353486999155.html
4190407394318489.html
    PR.RU™