Средний уровень себестоимости

по группе предприятий, выпускающих однородную продукцию рассчитывают по формуле средней арифметической взвешенной , где – общие затраты по группе предприятий, – общий выпуск продукции.

Изменениесреднего уровня себестоимости продукции по группе предприятий зависит от:

1. Изменения себестоимости изделия на каждом предприятии;

2. От изменения доли каждого предприятия в общем объеме выпуска (структурный фактор).

Динамику среднего уровня себестоимости изучают с помощью индексов переменного, постоянного состава и структурных сдвигов.

1. ; где – удельный вес количества продукции каждого предприятия в общем выпуске продукции по группе предприятий.

характеризует динамику среднего уровня себестоимости данного вида продукции по группе предприятий.

На оказывает влияние 2 фактора:

1. Изменение уровня затрат на единицу продукции на каждом предприятии;

2. Изменение доли предприятий с разным уровнем затрат на единицу продукции в общем объеме выпуска.

Абсолютное изменение среднего уровня себестоимости равно разности между числителем и знаменателем

Влияние первого фактора характеризует индекс себестоимости постоянного состава:

Абсолютное изменение среднего уровня себестоимости за счет 1-го фактора = числитель – знаменатель индекса постоянного состояния.

Влияние структурного фактора на изменение средней себестоимости единицы продукции характеризует индекс структурных сдвигов:

Абсолютное изменение за счет 2-го фактора = числитель – знаменатель .

Существует взаимосвязь индексов:

Существует взаимосвязь абсолютных показателей:

Для оценки задания по изменению себестоимости разнородной продукции вычисляются следующие показатели:

1. Индекс планового задания по себестоимости:

2. Плановая экономия (перерасход):

3. Индекс динамики себестоимости:

4. Сумма фактической экономии (перерасхода):

5. Индекс выполнения плана по снижению себестоимости:

По сравнимой продукции выполняется равенство:

3. Показатель затрат на 1 рубль произведенной продукции: h – исчисляется как отношение полной себестоимости продукции к ее стоимости:

Рассмотрим абсолютное и относительное отклонение фактических затрат на 1 рубль произведенной продукции от плановых затрат в ценах соответствующих периодов:

Отклонение фактических затрат на 1 рубль произведенной продукции от уровня затрат по плану происходит вследствие влияния 3-х факторов:

1. Ассортиментных сдвигов:

относ. измен:

абсол. измен: = числитель – знаменатель

2. Изменения себестоимости единицы продукции каждого вида:

относ. измен:

абсол. измен: = числитель – знаменатель

3. Изменения цен:

относ. измен:

абсол. измен: = числитель – знаменатель

Взаимосвязь индексов:

Взаимосвязь абсолютных показателей:

Тема 22. Показатели статистики издержек обращения.

Состав расходов, включаемых в издержки обращения:

1. Транспортные расходы (оплата услуг сторонних организаций);

2. Расходы на оплату труда;

3. Отчисления на социальные нужды;

4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря;

5. Амортизация основных средств;

6. Расходы на ремонт основных средств;

7. Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

8. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;

9. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

10. Расходы на рекламу;

11. Затраты по оплате процентов за пользование займами;

12. Потери товаров и технологические отходы;

13. Расходы на тару;

14. Прочие.

Размер издержек обращения характеризуется двумя показателями:

1. Абсолютной суммой затрат в рублях;

2. Относительным уровнем издержек обращения в процентах к товарообороту.

Показатель относительный уровень издержек обращения (у) представляет собой процентное отношение абсолютной суммы издержек обращения (С) к товарообороту (V).

Он показывает сумму затрат в расчете на 100 рублей товарооборота.

Динамика издержек обращения изучается с помощью следующих показателей:

1. Размер изменения относительного уровня издержек обращения:

2. Темп изменения относительного уровня издержек обращения:

3. Сумма экономии (перерасхода) средств за счет изменения уровня издержек обращения:

Задача по теме 22: Уровень издержек обращения (в процентах к товарообороту) Уч., стр. 296

Имеются следующие данные о товарообороте и издержках обращения, тыс.руб.:

Показатели Базисный период Текущий период
Товарооборот
Издержки обращения

Определите: 1) относительные уровни издержек обращения в каждом периоде;

2а) размер изменения уровня издержек обращения;

2б) темп изменения издержек обращения;

2в) сумму экономии (потерь) от снижения (роста) уровня издержек обращения в текущем периоде по сравнению с базисным периодом.

2a)

Размер снижения уровня издержек обращения составил 0,18%

2б) Темп изменения уровня издержек обращения:

Или ;

Темп снижения относительного уровня издержек обращения составил 3,19%

2в)

Сумма экономии средств за счет снижения уровня издержек обращения составила 8,721 тыс. руб.

Тема 22: Показатели прибыли и рентабельности.

Учебник с. 298-301, пример 18.1 Практикум зад. 22.18, 22.19.

Прибыль (П) – это разность между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов (∑pq) и затратами на ее производство и реализацию (∑Zq):

На величину прибыли оказывают влияние следующие факторы: цены, себестоимость, объем и структура реализованной продукции:

1. Влияние изменения цен и тарифов:

2. Влияние себестоимости:

3. Влияние изменения объема реализованной продукции: , где - индекс физического объема продукции:

4. Влияние структуры реализованной продукции в ассортименте можно определить как остаточную величину:

Пример на тему статистика прибыли (см.пример 18.1 на стр. 299-300 учебника):

Имеются данные за отчетный период, тыс. руб.:

Показатель По плану По плану в пересчете на фактический объем реализации Фактически
Выручка от реализации продукции
Полная себестоимость реализованной продукции

Определить: 1) прибыль от реализации продукции; 2) индекс выполнения плана по объему прибыли; 3) влияние отдельных факторов на абсолютное изменение прибыли: а) изменения цен; б) изменения себестоимости; в) изменения объема реализации.

1)

Выручка Полная себестоимость (затраты на производство) Прибыль = выручка – затраты
П’=5846 – 5015 = 831

2)

3а)

3б)

3в)

Тема 22: Показатели статистики рентабельности.

Учебник стр. 300-301

Рентабельность (R) является относительным показателем, характеризующим прибыль, приходящуюся на 100 руб. текущих затрат, связанных с производством и реализацией продукции. Рентабельность может быть выражена следующим образом:

На уровень рентабельности реализованной продукции оказывают влияние следующие факторы:

1. Влияние изменений ассортимента продукции - ;

2. Изменения себестоимости продукции - ;

3. Изменения цен на продукцию - .

Задача: имеются следующие данные, тыс. руб.

Показатели Базисный период Показатели базисного периода в персчете на факртический объем и ассортимент продукции Фактически в отчетном периоде
Выручка от реализации продукции
Полная себестоимость реализованной продукции

Определить: 1) уровни рентабельности продукции в базисном и отчетном периодах; 2) абсолютное и относительное отклонение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным; 3) влияние различных факторов на изменение уровня рентабельности реализованной продукции: а) изменения ассортимента продукции; б)изменения себестоимости продукции; в) изменения цен на продукцию.

Решение:

1)

2)

3a)

3б)

3в)

Взаимосвязь индексов:

Взаимосвязь абсолютных изменений:


4189208447104641.html
4189281184310971.html
    PR.RU™