Условия подготовки и процедура проведения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Институт кибернетики, информатики и связи

Утверждаю Директор ИКИС __________________ Д.Н.Паутов «____»____________2013г.

ПРОГРАММА

Итоговой (государственной) аттестации выпускников

по специальности 230105.51 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»

На 2014 год

Рассмотрено на заседании Учёного совета ИКИС ФГБОУ ВПО ТюмГНГУ

Протокол от «___»______2013 г. №______

Секретарь Совета

_________________________ О.К. Шмелькова


РАЗРАБОТАЛ:

Председатель цикловой комиссии _______________ Н.В. Кравченко

«___» ________ 2013 г.

СОГЛАСОВАНО:

Председатель ГАК _______________ А.С.Вальковский

«___» ________ 2013 г.

Зам. директора по УМР _______________ О.Б.Федорова

«___» ________ 2013 г.


1 Вид итоговой (государственной) аттестации – итоговый междисциплинарный экзамен по специальности.

2 Объем времени на подготовку и проведение– 4 недели.

3 Сроки проведения:16.06.2014 г. – 29.06.2014 г.

4 Необходимые экзаменационные материалы:

4.1 В программу итоговой (государственной) аттестации включены общепрофессиональные и специальные дисциплины:

- Информационные технологии в профессиональной деятельности

- Операционные системы и среды

- Основы алгоритмизации и программирования

- Архитектура ЭВМ и вычислительных систем

- Математические методы

- Технология разработки программных продуктов

- Программное обеспечение компьютерных сетей

- Разработка и эксплуатация удаленных баз данных

- Пакеты прикладных программ

- Информационная безопасность

4.2Перечень теоретических вопросов

4.2.1 Информация: понятие, свойства, формы адекватности, меры измерения информации: классификация, характеристика мер информации, классификация информации (иерархическая, фасетная и дескрипторная).

4.2.2 Информационные системы: понятие, классификация, роль структуры управления в информационной системе, примеры информационных систем.

4.2.3 Информационные технологии (ИТ): определение ИТ, новая ИТ, инструментарий ИТ, составляющие ИТ. Виды информационных технологий, их характеристика и назначение.

4.2.4 Логические основы построения ЭВМ: триггеры, регистры, счетчики, дешифраторы. Назначение, виды, особенности, область применения.

4.2.5 Архитектуры ПК: виды, отличительные особенности.

4.2.6 Микропроцессорная система: компоненты, этапы работы, пакетный режим передачи данных.

4.2.7 Память типа RAM: назначение, виды, технические характеристики, отличительные особенности. Модули памяти: виды, особенности.

4.2.8 Основные устройства ПК: назначение, виды, технические характеристики. Принцип работы компонентов видеосистемы, клавиатуры, мыши.

4.2.9 Операционные системы (ОС) как основной класс системного программного обеспечения: назначение и функции ОС, состав ОС, классификация ОС, характеристики ОС и требования к современным ОС. Примеры операционных систем различных видов.

4.2.10 Архитектура операционной системы: структурная организация ОС на основе программных модулей; многослойный подход к структуре ядра.

4.2.11 Машинно-зависимые свойства операционных систем: подсистема управления процессами, подсистема управления памятью.

4.2.12 Машинно-независимые свойства операционных систем: подсистема управления файлами. Логическая и физическая организация файловой системы.

4.2.13 Технология программирования и основные этапы ее развития от «стихийного» программирования до компонентного подхода и CASE-технологии: краткое описание этапов, схемы, архитектура программ, языки программирования.

4.2.14 Проблемы разработки сложных программных систем: понятия, факторы и их описание.

4.2.15 Блочно-иерархический подход к созданию сложных программных систем: понятия, механизмы, основные принципы, преимущества и недостатки.

4.2.16 Жизненный цикл и этапы разработки программного обеспечения: определение, основные стандарты, структура процессов, краткое описание процессов.

4.2.17 Стадии разработки программного обеспечения: описание стадий, входная и выходная документация.

4.2.18 Требования к методологии и технологии проектирования программного продукта: понятие, основные составляющие, типы обеспечивающих стандартов.

4.2.19 Методология RAD: понятие, основные элементы, основные принципы.

4.2.20 Интерфейс пользователя: определение, стандарты, основные элементы и их реализация в визуальных средах программирования.

4.2.21 Состав и структура пакета прикладных программ: функциональное наполнение пакета, системное наполнение. Взаимосвязь программных модулей. Внешние и внутренние интерфейсы.

4.2.22 Основные принципы построения системы "1С: Предприятие": компоненты системы, их функции; режимы работы системы, их назначение; основные файлы конфигурации.

4.2.23 Понятие метаданных, виды объектов метаданных. Виды программных модулей объектов метаданных, контекст их выполнения, размещение и момент запуска.

4.2.24 Основы языка Паскаль: алфавит, синтаксис, структура программы, типы данных (стандартные, расширенные, перечисляемый, ограниченный), стандартные функции. Основные операторы языка Паскаль (общий вид записи, блок схема, назначение, принцип работы): условный, выбора, перехода, цикла (с постусловием, с предусловием, с параметром).

4.2.25 Основы языка С++: алфавит, синтаксис, структура программы, типы данных (стандартные, расширенные, перечисляемый, ограниченный), стандартные функции. Основные операторы языка С++ (общий вид записи, блок схема, назначение, принцип работы): условный, выбора, перехода, цикла (с постусловием, с предусловием, с параметром).

4.2.26 Массив: понятие, виды массивов, способы описания массива. Обработка массивов: ввод/вывод, поиск и замена элементов, алгоритмы сортировки.

4.2.27 Файловый тип: виды файлов, описание файлов различных типов, особенности применения. Алгоритмы обработки: чтение, запись, добавление данных.

4.2.28 Пользовательский модуль: понятие, структура модуля, назначение частей модуля, включение модуля в основную программу. Пример создания пользовательского модуля.

4.2.29 Принципы объектно-ориентированного программирования. Объект, свойство, методы. Основы визуального программирования интерфейса. Классы и наследование.

4.2.30 Структура модуля формы. Интерфейсная и исполняемая части, их состав. Объявление глобальных и локальных переменных модуля. Структура процедуры, расположенной в исполняемой части модуля формы. Объявление локальных переменных процедуры.

4.2.31 Понятие объекта экранной формы. Статическое и динамическое задание значений свойств объекта. Процедуры обработки событий объекта. Создание типовых процедур для объектов (обработчиков событий).

4.2.32 Разработка приложений для баз данных: компоненты – источники данных Table и Query, их основные свойства. Отражение наборов данных типа «таблица» и типа «запрос» в компоненте DBGrid с использованием компонента DataSource. Задание SQL-выражения для компонента Query.

4.2.33 Банк данных, база данных, СУБД, приложение БД, информационная система. Трехуровневая модель СУБД ANSI/SPARC, физическая и логическая независимость.

4.2.34 Основные модели баз данных (иерархическая, сетевая, реляционная), их преимущества и недостатки. Основные элементы. Примеры моделей баз данных.

4.2.35 СУБД: понятие, классификация, функции СУБД, типовая организация СУБД. Обзор. Примеры СУБД.

4.2.36 Модель “сущность-связь”, графическая форма представления ER-модели. Основные понятия: сущность, атрибут, ключ, связь, степень связи, класс связи (обязательность). Примеры ER-диаграмм и диаграмм-ER экземпляров.

4.2.37 Избыточное дублирование и аномалии данных. Примеры избыточного и неизбыточного дублирования. Аномалии модификации, удаления и добавления. Устранение избыточности. Метод нормальных форм: первая нормальная форма, вторая нормальная форма, третья нормальная форма.

4.2.38 Операторы описания структуры данных (DDL), создание и удаление основных объектов базы данных: таблиц, индексов, представлений (view).

4.2.39 Ограничения: назначения, виды (primary key, foreign key, unique, not null, check, default), синтаксис. Поддержка целостности данных: внешние и родительские ключи.

4.2.40 Оператор выборки записей. Агрегатные функции. Группировка и упорядочение записей. Применение выражений и функций в операторе SELECT, классификация функций, агрегация данных, условные выражения (>, <, !=, like, between, in, not, is null, ...).

4.2.41 Понятия «клиент», «сервер». Основные принципы архитектуры «Клиент - Сервер». Архитектуры удаленных баз данных (двух- и трёхзвенная структуры).

4.2.42 Особенности и назначение технологий доступа к данным (например, ADO, BDE, ODBC, IBX, CORBA и т.д.). Компоненты доступа к данным.

4.2.43 Программирование серверной части приложения базы данных: хранимые процедуры, триггеры и генераторы. Понятие, назначение, виды, команды по созданию, редактированию и удалению. Язык хранимых процедур и триггеров. Способы применения хранимых процедур, триггеров и генераторов.

4.2.44 Основная задача линейного программирования: формулировка, математическая модель задачи, графический способ решения, симплекс-метод.

4.2.45 Теория двойственности. Правила составления двойственных моделей. Основные теоремы двойственности. Экономический смысл двойственных оценок.

4.2.46 Транспортная задача: постановка задачи, виды транспортных задач, математическая модель транспортной задачи, методы нахождения начального решения, метод нахождения оптимального решения.

4.2.47 Задача динамического программирования: постановка задачи, основные условия и область применения, математическая модель задачи, алгоритм решения.

4.2.48 Основные сетевые стандарты: базовая модель OSI, структура стандартов IEEE 802.x, иерархия стека протоколов TCP/IP.

4.2.49 Межсетевые устройства связи: назначение, функции, принцип действия, область применения (коммутатор, мост, маршрутизатор, шлюз).

4.2.50 Вычислительные сети: назначение, функции, топологии, среда передачи данных, сетевое оборудование (сетевые адаптеры, модемы, концентраторы, репитеры).

4.2.51 Архитектуры локальных вычислительных сетей: стандарты, формат кадра, метод доступа, физический уровень (Ethernet, Fast Ethernet, Gigabit Ethernet, Token Ring, FDDI).

4.2.52 Глобальные вычислительные сети: структура и функции, типы глобальных сетей, коммутация в глобальных сетях; базовые технологии глобальных протоколов. Система адресации: типы адресов стека TCP/IP, классы IP-адресов, особые IP-адреса.

4.2.53 Проблемы обеспечения информационной безопасности современных информационных систем: понятие информационной безопасности; виды объектов, подлежащих защите; основные аспекты информационной безопасности; функции уровней формирования режима информационной безопасности.

4.2.54 Основные принципы построения систем защиты информации: идентификация и аутентификация; методы аутентификации, использующие пароли; биометрическая аутентификация пользователя; управление доступом как механизм контроля действий субъектов над объектами.

4.2.55 Криптографические механизмы и средства обеспечения информационной безопасности: структура симметричной и асимметричной криптосистем шифрования; методы криптографического преобразования данных.


4.3Перечень заданий на выполнение практических задач

4.3.1. Составьте алгоритм в виде блок-схемы и программу в ИСР Pascal для определения и вывода минимального элемента в каждом столбце матрицы X(n, m), где n и m вводятся с клавиатуры. Исходную матрицу нужно заполнить случайным образом числами в диапазоне от 10 до 50 включительно и вывести в общепринятом виде на экран.

4.3.2. Составьте алгоритм в виде блок-схемы и программу в ИСР Pascal для упорядочивания элементов каждого столбца матрицы по убыванию любым методом.

4.3.3. Составьте алгоритм в виде блок-схемы и напишите программу в ИСР Pascal для определения 5 первых совершенных чисел. Натуральное число называется совершенным, если оно равно сумме всех своих делителей за исключением самого себя. Например, 6 – совершенное число, т.к. 6=1+2+3, число 8 – несовершенное, т.к. 81+2+4).

4.3.4. Напишите программу в ИСР Pascal для создания массива из 10 элементов типа запись (ввод полей осуществляется с клавиатуры). Запись для каждого студента должна содержать следующие поля: номер по порядку, фамилия, имя, группа, оценка. Эти данные нужно программным образом записать в текстовый файл, а затем осуществить чтение и форматный вывод информации из этого файла на экран.

4.3.5. Создайте в ИСР Pascal:

4.3.6. а) пользовательский модуль для вычисления , где a – любое вещественное число, n – целое число (может быть как положительным, так и отрицательным), причём обе переменные являются внешними по отношению к основной программе;

4.3.7. б) программу, которая будет использовать модуль (задание А) для вычисления степени некоторого числа, основание и показатель вводятся с клавиатуры.

4.3.8. Напишите программу в ИСР С++ для нахождения в каждой строке матрицы G(n, m) максимальный и минимальный элементы и помещения их на место первого и последнего элемента строки соответственно. Вывести на экран исходную и полученную матрицы в общепринятом виде.

4.3.9. Разработайте приложение, разместив на форме два компонета StringGrid и две кнопки. Объявите двухмерный массив целых чисел размером 3 х 3 и задайте значения элементов этого массива в событии формы onCreate. Запрограммируйте щелчок по кнопке 1 - в StringGrid1 выводится исходный массив (матрица), по кнопке 2 - в StringGrid2 выводится преобразованная матрица, в которой в диагональных элементах строк находятся максимальные значения из элементов строк.

4.3.10. Разработайте приложение, разместив на форме компонент Image. Запрограммируйте: перемещение курсора мыши по холсту Image, рисуя на его поверхности кривую линию синего цвета (при зажатой кнопке мыши).

4.3.11. Разработайте приложение, разместив на форме кнопку. Запрограммируйте для кнопки обработчик onClick, чтобы на форме в любом месте появлялся прямоугольник произвольного размера, нарисованный с использованием Canvas и Rectangle. Запрограммируйте захват прямоугольника мышью и перетаскивание его в новую позицию (обработчики трех событий мыши).

4.3.12. Разработайте приложение, разместив на форме компоненты Memo, ListBox и Button. В компонент Memo введите строку из четырех целых чисел, разделенных пробелом (пробел после каждого числа, включая последнее). На форме поместите также компонент ListBox и кнопку Button. Запрограммируйте: при щелчке по кнопке в списке ListBox появляется столбец чисел, содержащихся в строке компонента Memo.

4.3.13. Создайте произвольную таблицу из трех – четырех полей, используя DataBaseDesktop, таким образом, что одно из полей имеет имя P и числовой тип данных Short. Введите три записи с разными значениями поля P. Разработайте приложение, разместив на форме компоненты DBGrid, Query, DataSource. Выведите в DBGrid записи созданной таблицы через Query, в котором задано условие отбора по одному из значений поля P.

4.3.14. Создайте произвольную таблицу из двух полей, используя DataBaseDesktop, таким образом, что ключевое поле имеет имя P и числовой тип данных Short, второе поле называется NameP и имеет тип Alpha. Разработайте приложение, разместив на форме компоненты Edit и список DBLookupListBox, а также компоненты Table и DataSource. Запрограммируйте подстановку значения в поле из списка (обработчик onCellClick).

4.3.15. Используя любой стандарт базы данных, спроектируйте базу данных удовлетворяющую ниже представленным требованиям, проанализировав ее на корректность. Заполните ее данными в количестве достаточном для выполнения запросов. Напишите программу, которая позволила бы заполнять данными таблицы и продемонстрировала работу запросов.

Даны отношения, моделирующие работу банка и его филиалов:

R1(ФИО клиента, N филиала, N счета, Остаток),

R2(N филиала, Район)

Найти:

a. Филиалы, клиенты которых не имеют счетов в других филиалах.

b. Клиентов, которые имеют счета во всех филиалах данного банка.

c. Клиентов, которые имеют только один счет в одном филиале банка.

d. Клиенты, которые имеют счета в нескольких филиалах банка, расположенных только в одном районе.

4.3.16. Используя любой стандарт базы данных, спроектируйте базу данных удовлетворяющую ниже представленным требованиям, проанализировав ее на корректность. Заполните ее данными в количестве достаточном для выполнения запросов. Напишите программу, которая позволила бы заполнять данными таблицы и продемонстрировала работу запросов.

Даны отношения, моделирующие работу туристического агентства, имеющего много филиалов в различных странах:

R1(Филиал, Страна, Город),

R2(Клиент, Страна, Номер договора),

R3(Номер договора, Филиал, Дата начала, Дата окончания)

Найти:

a. Клиентов, заключивших договоры с несколькими филиалами.

b. Филиалы, которые работают с клиентами только одной страны.

c. Клиентов, которые заключили несколько договоров с одним филиалом.

d. Филиалы, которые заключили договоры только с клиентами из той же станы, в которой расположен этот филиал.

4.3.17. Используя любой стандарт базы данных, спроектируйте базу данных удовлетворяющую ниже представленным требованиям, проанализировав ее на корректность. Заполните ее данными в количестве достаточном для выполнения запросов. Напишите программу, которая позволила бы заполнять данными таблицы и продемонстрировала работу запросов.

Даны отношения, моделирующие проведение выставок:

R1(Название выставки, Организация – устроитель, Организация - участник),

R2(Выставка, Город),

R3(Организация, Город).

Найти:

a. Организации - устроители, которые организовали несколько выставок.

b.Организации, которые устраивали выставки только в одном городе.

c. Города, в которых одна организация устраивала несколько выставок.

d. Выставки, в которых принимала участие, помимо устроителя, только одна организация.

4.3.18. Используя любой стандарт базы данных, спроектируйте базу данных удовлетворяющую ниже представленным требованиям, проанализировав ее на корректность. Заполните ее данными в количестве достаточном для выполнения запросов. Напишите программу, которая позволила бы заполнять данными таблицы и продемонстрировала работу запросов.

Даны отношения, моделирующие производство деталей:

R1(Шифр изделия, Наименование, Материал, Производитель),

R2(Фирма, Страна),

R3(Шифр изделия, Количество, Поставщик, Заказчик)

Найти:

a. Изделия, которые производятся только на экспорт.

b.Производителей, которые не выпускают товаров на экспорт.

c. Изделия, которые используются как внутри страны, так и идут на экспорт.

d. Материалы, которые используются в изделиях, идущих на экспорт.

4.3.19. Используя любой стандарт базы данных, спроектируйте базу данных удовлетворяющую ниже представленным требованиям, проанализировав ее на корректность. Заполните ее данными в количестве достаточном для выполнения запросов. Напишите программу, которая позволила бы заполнять данными таблицы и продемонстрировала работу запросов.

Даны отношения, моделирующие получение стипендии студентами. Не все студенты получают стипендию, отсутствие стипендии может быть отмечено –100% или отсутствием записи в R1:

R1(ФИО, Вид стипендии),

R2(ФИО, № группы),

R3(№ группы, Факультет).

Найти:

a. Группы, все студенты которых получают стипендию.

b.Факультеты, на которых есть студенты, не получающие стипендию.

c. Группы, все студенты которых получают только один (любой) вид стипендии.

d. Факультеты, на которых не учится ни один отличник (стипендия +50%).

4.3.20. Используя любой стандарт базы данных, спроектируйте базу данных удовлетворяющую ниже представленным требованиям, проанализировав ее на корректность. Заполните ее данными в количестве достаточном для выполнения запросов. Напишите программу, которая позволила бы заполнять данными таблицы и продемонстрировала работу запросов.

Даны отношения, моделирующие планируемый учебный процесс. Виды занятий – это лекции, лабораторные и т.д., их несколько, но заранее не известно сколько. Перечень всевозможных видов занятий можно получить из R1 или R2:

R1(ФИО преподавателя, Название дисциплины, Вид занятий),

R2(№ группы, Название дисциплины, Вид занятий),

R3(№ группы, Курс).

Найти:

a. Преподавателей, которые могут вести все виды занятий.

b.Группы, у которых назначены все виды занятий.

c. Курсы, на которых нет занятий вида курсовое проектирование.

d. Преподавателей, которые могут вести только один вид занятий.

4.3.21. Используя любой стандарт базы данных, спроектируйте базу данных удовлетворяющую ниже представленным требованиям, проанализировав ее на корректность. Заполните ее данными в количестве достаточном для выполнения запросов. Напишите программу, которая позволила бы заполнять данными таблицы и продемонстрировала работу запросов.

Даны отношения моделирующие работу благотворительного фонда:

R1(Организация, Благотворительный фонд, Размер отчислений),

R2(Организация, Город),

R3(Благотворительный фонд, Город).

Найти:

a. Организации, которые перечисляют деньги только в благотворительные фонды, расположенные в том же городе, что и сама организация.

b.Фонды, в которые делают отчисления несколько организаций, находящихся в других городах.

c. Фонды, в которые делают отчисления из всех городов, представленных в отношении R2.

d. Фонды, в которые делают отчисления все организации, представленные в отношении R2.

4.3.22. Найдите оптимальный план перевозок топлива из трех хранилищ , , , в которых имеются запасы топлива в количестве 400, 310 и 510 тонн соответственно. Топливо предназначено для четырех АЗС , , , . Потребности в топливе составляют соответственно 360, 260, 160 и 260 тонн. Известны тарифы перевозок (усл. ед.) одной тонны топлива из хранилища на АЗС, которые задаются матрицей стоимостей перевозок одной тонны топлива из пункта в пункт

Составьте план перевозок, при котором все запасы будут вывезены, все потребности удовлетворены и при этом стоимость перевозок будет минимальной.

4.3.23. Решите задачу линейного программирования графическим методом:

;

4.3.24. Решите задачу симплекс – методом:

4.3.25. Предприятие рекламирует свою продукцию с использованием четырех источников массовой информации: телевидения, радио, газет и расклейки объявлений. Анализ рекламной деятельности в прошлом показал, что эти средства приводят к увеличению прибыли соответственно на 15, 10 12 и 9 усл. ед. в расчете на 1 усл. ед., затраченную на рекламу. На рекламу выделено 75000 усл. ед. Администрация не намерена тратить на телевидение более 40 %, а на радио и газеты – более 50% от общей суммы выделенных средств. Как следует предприятию организовать рекламу, чтобы получить максимальную прибыль? Решите задачу симплекс-методом.

4.3.26. В резерве трёх железнодорожных станций А, В и С находятся соответственно 60, 80 и 100 вагонов. Составьте оптимальный план перегона этих вагонов к четырём пунктам погрузки хлеба, если пункту № 1 необходимо 40 вагонов, № 2 - 60 вагонов, № 3 - 80 вагонов и № 4 - 60 вагонов. Стоимости перегонов одного вагона со станции А в указанные пункты соответственно равны 1, 2, 3, 4 ден. ед., со станции В – 4, 3, 2, 0 ден. ед. и со станции С - 0, 2, 2, 1 ден. ед. Опорный план определяется с помощью методов “Северо-западного угла” и “Минимального элемента”, оптимизация которого осуществляется методом потенциалов.

4.3.27. В сети 56. 0. 0. 0. необходимо выделить 100 подсетей так, что бы к каждой подсети можно было подключить максимальное число хостов. Какую маску подсети следует выбрать, чтобы допустить рост числа сетей в будущем? Назначить первые пять IP-адрес в первой подсети.

4.3.28. В сети 205. 95. 117. 0. необходимо выделить подсети, так что бы к каждой подсети можно было подключить до 60 хостов. Какую маску подсети следует выбрать, чтобы допустить рост числа сетей в будущем? Назначить первые пять IP-адрес в первой подсети.

4.3.29. В сети 17. 0. 0. 0. необходимо выделить подсети, так что бы к каждой подсети можно было подключить до 1250 хостов. Какую маску подсети следует выбрать, чтобы допустить рост числа сетей в будущем? Назначить первые пять IP-адрес в первой подсети.

4.3.30. Модель предметной области описывается следующим неформальным текстом:

1. У каждой книги в библиотеке свой идентификационный номер.

2. Каждая книга может быть издана в одном издательстве.

3. В одном и том же издательстве издается несколько книг.

4. Каждая книга имеет определенное количество страниц, тип переплета, величину тиража.

5. Каждая книга в конкретный момент может находиться или в библиотеке или на руках только у одного читателя.

6. Каждый читатель может взять из библиотеки несколько книг.

7. Каждый читатель имеет уникальный номер абонемента.

8. Имя читателя не уникально. Название издательства не уникально.

9. Читатель имеет ФИО, телефон, адрес. Издательство – код, название, город.

а. Постройте функциональную модель для заданной предметной области с помощью методологии DFD:

- идентифицируйте систему

- определите сущности

- определите потоки данных между сущностями и системой

б. Спроектируйте структуру базы данных методом «Сущность - Связь» для разработанной функциональной модели.

в. Структуру спроектированной базы данных реализуйте с помощью любой СУБД. Приложение должно содержать следующие объекты: формы, отчеты и меню.

4.3.31. Модель предметной области описывается следующим неформальным текстом:

1. В университете занятия проводятся в различных корпусах.

2. Каждый корпус имеет уникальное название.

3. Номера аудиторий уникальны в пределах одного корпуса.

4. Каждая аудитория характеризуется числом посадочных мест, типом (поточная, лекционная, лаборатория, компьютерный класс).

5. Один и тот же тип может быть у различных аудиторий.

6. Каждый корпус имеет свой адрес.

7. К каждой аудитории прикреплен один сотрудник, ответственный за пожарную безопасность.

8. Один сотрудник может быть ответственным за несколько аудиторий.

9. Сотрудник имеет табельный номер, ФИО, должность, служебный телефон.

а. Постройте функциональную модель для заданной предметной области с помощью методологии DFD:

- идентифицируйте систему

- определите сущности

- определите потоки данных между сущностями и системой

б. Спроектируйте структуру базы данных методом «Сущность - Связь» для разработанной функциональной модели.

в. Структуру спроектированной базы данных реализуйте с помощью любой СУБД. Приложение должно содержать следующие объекты: формы, отчеты и меню.

4.3.32. Модель предметной области описывается следующим неформальным текстом:

1. У каждой студенческой группы только один куратор.

2. Название группы уникально.

3. Имя куратора не уникально.

4. Каждый преподаватель может быть куратором в нескольких группах.

5. У каждого куратора может быть только одна должность.

6. Одну и ту же должность могут иметь несколько преподавателей.

7. Несколько должностей могут иметь один и тот же оклад.

8. Преподаватель имеет ФИО, год рождения, ученую степень, адрес.

а. Постройте функциональную модель для заданной предметной области с помощью методологии DFD:

- идентифицируйте систему

- определите сущности

- определите потоки данных между сущностями и системой

б. Спроектируйте структуру базы данных методом «Сущность - Связь» для разработанной функциональной модели.

в. Структуру спроектированной базы данных реализуйте с помощью любой СУБД. Приложение должно содержать следующие объекты: формы, отчеты и меню.

4.3.33. Модель предметной области описывается следующим неформальным текстом:

1. Номер зачетки студента уникален, то есть не может быть двух студентов, у которых одинаковые номера зачеток

2. Несколько студентов, могут иметь одинаковые имена.

3. Каждый студент учится только в одной группе

4. В одной группе учатся несколько студентов.

5. Название группы уникально.

6. Каждая группа относится к одной кафедре.

7. К одной кафедре относится несколько групп.

8. Название кафедры уникально.

9. Студент имеет ФИО, год рождения, адрес. Кафедра название и зав. кафедрой.

а. Постройте функциональную модель для заданной предметной области с помощью методологии DFD:

- идентифицируйте систему

- определите сущности

- определите потоки данных между сущностями и системой

б. Спроектируйте структуру базы данных методом «Сущность - Связь» для разработанной функциональной модели.

в. Структуру спроектированной базы данных реализуйте с помощью любой СУБД. Приложение должно содержать следующие объекты: формы, отчеты и меню.

4.3.34. Спроектируйте структуру базы данных, хранящую информацию о студенте. В СУБД InterBase 6.5/Firebird 2.1 реализуйте серверную часть спроектированной базы данных, которая должна содержать:

- таблицы с определением первичного ключа

- триггер, реализующий каскадное обновление связанных полей

В ИСР Delphi создайте клиентское приложение, используя технологию доступа к данным BDE.

4.3.35. Спроектируйте структуру базы данных, хранящую информацию о студенте. В СУБД InterBase 6.5/Firebird 2.1 реализуйте серверную часть спроектированной базы данных, которая должна содержать:

- таблицы с определением первичного и внешнего ключей

- триггеры, присваивающие уникальное значение генератора в поле первичного ключа

В ИСР Delphi создайте клиентское приложение, используя технологию доступа к данным IBX.

4.3.36. Создайте мини-систему кадрового учета сотрудников, которая позволяет принимать и увольнять сотрудников, а также работать с кадровыми документами.

Справочники Должности, Сотрудники
Документы Прием на работу, Увольнение
Журналы документов Кадровые документы

4.3.37. Создайте простейшую систему складского учета для нескольких складов, которая позволит приходовать и отпускать материалы.

Справочники Материалы (3 уровня), Склады
Документы Приход, Расход
Журналы документов Складские

4.4Перечень профессиональных задач

4.4.1. Нажали на кнопку питания на системном блоке, шум вентиляторов появился, а экран остался черным. Укажите возможные причины и способы устранения неисправности.

4.4.2. После запуска приложения появляется диалоговое окно:

Укажите возможные причины и способы устранения неисправности.

4.4.3. Во время установки Windows создается аварийная ситуация на этапе обнаружения оборудования. Укажите причины и пути устранения неисправности.

4.4.4. Компьютер выключается во время работы игровой программы или программы обработки графики. Укажите возможные причины и способы устранения неисправности.

4.4.5. После включения компьютера загрузка останавливается на проверке всех устройств BIOS. Укажите возможные причины и способы устранения неисправности.

4.4.6. Система аварийно завершает свою работу во время загрузки файлов запуска. Укажите причины и пути устранения неисправности.

4.4.7. Система отображает на экране сообщение об ошибке Registry Failure (ошибка системного реестра). Укажите причины и пути устранения неисправности.

4.4.8. Перестали запускаться программы, которые недавно успешно работали. Укажите возможные причины и способы устранения неисправности.

4.4.9. Система стала сильно «тормозить». Задачи, которые выполнялись раньше быстро, теперь стали выполняться в несколько раз дольше. Укажите возможные причины и способы устранения неисправности.

4.4.10. При включении компьютера BIOS проходит свои тесты нормально, начинается загрузка Windows, и, как только появляется логотип Windows XP с бегающей дорожкой внизу, компьютер автоматически уходит на перезагрузку. Укажите возможные причины и способы устранения неисправности.

4.4.11. Установка Windows прерывается/останавливается на одном и том же этапе, обычно на 39-ой, 34-ой или 14-ой минуте до конца установки по счетчику Windows. Укажите возможные причины и способы устранения неисправности.

4.4.12. При попытке установления удаленного соединения выдается сообщение Can't Find Modem (невозможно найти модем). Укажите причины и пути устранения неисправности.

4.4.13. Установка Windows прерывается/останавливается на «синем экране» аппаратного сбоя. Укажите возможные причины и способы устранения неисправности.

4.4.14. При работе программ появляются нежелательные особенности изображения, сгенерированного компьютером (артефакты). Укажите возможные причины и способы устранения неисправности.

4.4.15. Укажите условия, приводящие к необходимости переустановки BIOS. Опишите последовательность операций по обеспечению сохранности данных компьютера и переустановке программного обеспечения BIOS.

4.4.16. Укажите условия, приводящие к необходимости форматирования носителя данных. Опишите последовательность операций по обеспечению сохранности данных компьютера и форматирования носителя данных.

4.4.17. Укажите условия, приводящие к необходимости дефрагментации носителя данных. Опишите последовательность операций по обеспечению сохранности данных компьютера и дефрагментации носителя данных.

4.4.18. Компьютер при работе выдает сообщение о конфликте устройств. Укажите причины и пути решения.

4.4.19. В вашем распоряжении сеть класса С 212.6.1.0 / 24. Необходимо получить 12 подсетей. Как изменится маска в этой ситуации? Запишите адреса всех 12 подсетей. Запишите IP – адрес 5 компьютера в 3 подсети.

4.4.20. Пусть IP –адрес некоторого узла подсети равен 198.65.12.67, а значение маски для этой подсети – 255.255.255.240. Определите номер подсети. Какое максимальное число узлов может быть в этой подсети? Разбить адресное пространство сети 199.40.123.0 на 4 одинаковые подсети с максимальным числом узлов в каждой и назначить IP – адрес этим подсетям. Как изменится результат, если сеть должна быть разбита на N=10 подсетей.

4.4.21. Сеть Internet 199.40.123.0 разбита на одинаковые подсети маской 255.255.255.240. Какое максимальное число узлов и рабочих станций может иметь каждая подсеть. Свой ответ аргументируйте.

4.4.22. Разбить адресное пространство сети 190.40.0.0 на 4 одинаковые подсети с максимальным числом узлов в каждой и назначить IP – адрес этим подсетям.

4.4.23. Среди списка сетей найдите суммарную сеть, которая включает в себя все остальные сети:

а. 6.54.92.184 / 29

б. 6.54.92.160 / 28

в. 6.54.92.144 / 28

г. 6.54.92.128 / 28

д.6.54.92.176 / 29


Условия подготовки и процедура проведения

К междисциплинарному экзамену по специальности, который является формой заключительного этапа подготовки специалистов в среднем профессиональном учебном заведении, допускаются студенты, аттестованные по всем дисциплинам теоретического курса обучения, прошедшие производственную практику в полном объёме.

На итоговоммеждисциплинарном экзамене по специальностиразрешен к использованию следующий перечень программных продуктов:

- Turbo Pascal, ИСР Delphi, Microsoft Office, ERWin, BPWin, СУБД InterBase/FireBirde, MySQL, Visual FoxPro, 1C: Предприятие, справочные системы перечисленных программ;

- Антивирусные пакеты.

Форма проведения экзамена – смешанная.

Экзамен проводится в два этапа: теоретический, практический.

Первый этап – теоретический.

Подготовка по билету для первого студента составляет 60-90 минут. Остальные по мере очерёдности. На ответ отводится 30-40 минут. Ответ начинается с выбранного студентом вопроса. Во время ответа вопросы не задаются. Вопрос может быть задан после окончания ответа для уточнения оценки. При взятии второго билета оценка снижается на один балл.

Второй этап – практический: выполнение практического задания, решение профессиональной задачи. Выполнение практического задания должно сопровождаться комментариями.


Критерии оценки

В критерии оценки уровня подготовки студента по специальности входит:

- уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебными программами дисциплин;

- уровень практических умений, продемонстрированных выпускником при выполнении практических заданий;

- уровень знаний и умений, позволяющий решать профессиональные задачи;

- обоснованность, четкость, краткость изложения ответов.

Итоги этапов определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

5 (отлично) - за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент легко ориентируется, владеет понятийным аппаратом, за умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения.
4 (хорошо) - если студент полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.
3 (удовлетворительно) - если студент показывает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновывать свои суждения.
2 (неудовлетворительно) - если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл, беспорядочно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач.

Итоговая оценка выставляется с учетом оценок по каждому из этапов.

Студенту, не прошедшему итоговой (государственной) аттестации или получившему на итоговой (государственной) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении.


4188788132508668.html
4188828589671117.html
    PR.RU™